Вышитые корни традиционного

Когда-то давно наши предки считали, что у каждого человека есть три кожи: биологическая, одежда и жилище. По каждой из них можно было определить происхождение владельца, его социальный статус, принадлежность к какой-либо народности. Одежду считали не столько способом прикрыть наготу и спрятать тело от холода, как возможностью проявить и показать себя визуально.

Вышитые корни традиционного

С течением времени первоначальный смысл одеяний несколько изменился. Появились новые фасоны и дополнительные возможности. С накоплением знаний о предметах одежды, с расширением ассортимента стали появляться люди, увлекающиеся собиранием тех или иных убранств. Коллекционирование одежды, как и любой из видов собирания, имеет немало своих поклонников. Как «глобальных», увлеченных коллекционированием всех вещей, имеющих отношение к какому-либо периоду, так и «локальных», рассчитывающих свои возможности исключительно на узкое направление. Одним из самых знаковым видом одежды в Украине считалась белая вышитая сорочка. Этот предмет убранства- характеризирующая особенность каждой местности. Умудренные опытом специалисты без труда отличат полтавскую вышивку от подольской, гуцульскую от полесской. В каждой из техник свои орнаменты, технические приемы и гаммы цветов. В целом, искусство вышивки в Украине своими корнями уходит в дохристианский период, как и все направление- имеет многовековую историю. Это подтверждают и результаты археологических раскопок, и свидетельства путешественников. В целом, возникновение вышивания относиться к эпохе первобытной культуры. Связано это с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных. Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к VI — V вв. до н.э. За все время существования материалом для вышивки служили жилы животных, нити льна, конопли, хлопка, шелка… Часто с целью обогащения одежды умельцы использовали жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляшки, монеты. Вышивка тесно связана с бытом, трудом, природой и, таким образом, всегда отражала художественные вкусы и представления, выявляла национальное своеобразие и мастерство каждого народа. Украинские вышиванки имеют свой стиль и национальный колорит.

История начинается со скифов

По свидетельствам Геродота, скифы имели одежду с вышитыми узорами. Найденные на Черкащине серебрянные бляшки с фигурками мужчин, датированные VI в., при исследованиях показали идентичность не только одежде, но и вышивке украинского народного костюма XVIII-XIX вв. Арабский путешественник X в. н.э. в своих рассказах про русов упоминает, что они носили вышитую одежду. Общение с представителями других народов имело некое влияние на технику художественной вышивки мастеров Киевской Руси, но в своей основе она оставалась самобытной. Народный опыт сохранил наиболее типичные, наиболее целесообразные, отмеченные высоким художественным вкусом образцы орнамента, их красочность, вышивальные техники. Творческое общение с другими народами имело определенное влияние на технику художественной вышивки мастеров Киевской Руси, но в своей основе она оставалась самобытной. Неизвестные умельцы кропотливой работой выработали разнообразные установившиеся техники вышивания, которые благодаря стойкости традиции дошли через столетия до наших дней. С течением времени мастерство вышивания эволюционировало, приобретая новые черты. Народный опыт сохранил наиболее типичные и целесообразные, отмеченные высоким художественным вкусом образцы орнамента, их красочность, вышивальные техники. Знаменитый итальянский путешественник Жильбер де Лануа, дважды побывавший на территории Украины- в 1412 и 1421 годах, вспоминал, что рукавицы и шапки русичей были украшены вышивкой. Следует отметить, что вышивкой на Украине занимались преимущественно женщины, используя для этого занятия каждую свободную минуту. Отсюда и нарочитая изысканность самой техники вышивания, ее женское начало. Причем, украинская вышивка не ограничивалась сорочками. Вышитые орнаменты украшали не только сорочки, но и рушники, фиранки. Рушник- это символ дома, его талисман. Во многих древних обрядах вышитый соответствующими узорами-символами рушник, был неотъемлемым атрибутом многих обрядов. Дохристианский период был характерен вышитым изображением различных элементов культа. На протяжении веков изначальный смысл символов терялся, но их использование оставалось в рамках традиции. По мотивам орнаменты вышивок делятся на три группы: геометрические (абстрактные), растительные, зооморфные (животные).
В вышивках животных орнаментов чаше всего изображаются: лошадь, заяц, рыба, лягушки; из птиц — петух, сова, голубь, кукушка; из насекомых — муха, бабочка, паук, летучие жуки. В преимущественном большинстве случаев зооморфные орнаменты отображают личные предпочтения автора сорочки, ей присущие. В каждом изображении отражается ее индивидуальное видение узора. В подобных орнаментах выступают в разнообразных, часто причудливых сплетениях (с сохранением традиционных требований к композиции) заячьи и волчьи зубы, воловий глаз, чешуя карпа и многое другое. Вышивка центральных областей особенно богата на изображения птиц. В зависимости от повода вышивки, к примеру, рушника разные птицы поют на них в зависимости по-разному. Соловей и кукушка вышивались на девичьих рушниках. Очень часто пернатых изображали на ветке калины, как символизацию продолжения рода. Павлины- птицы очень важные, часто над их изображением располагали венок или венец. Принято считать, что эта птица несет в себе солнечную энергию жизни, поэтому она является символом семейного счастья. Молодоженов символизируют соколы, голуби и петухи. Необходимым требованием для свадебных рушников является изображение птиц головкой к головке. Они либо держат в клювиках ягоду калины, либо сидят у корней дерева — символа новой семьи. Дуб и калина — наиболее популярные мотивы на юношеских сорочках. В своем единстве они символизируют объединение красоты и силы. Дуб — священное дерево, воплощение Перуна, бога грома и молнии. Если дуб изображали на сорочках, то они должны были символизировать мужество того человека, который ее одел.

Уникальная «сотня»

Характер орнаментальных мотивов имеет разнообразные вышивальные швы, так называемые «техники». На сегодняшний день историки и искусствоведы насчитывают в Украине около ста уникальных «техник». Отдельные вышивальные швы характерны для тех или иных этнографических районов Украины. Известно, что некоторые технические приемы встречаются в русских и белорусских вышитых сорочках. Территориальная принадлежность того или иного узора- это определяющий фактор аутентичности вышивки. К примеру, на Полтавщине вышивают преимущественно белыми нитками. В этом регионе редко используют красные и серые цвета. В старых образцах манишку белых сорочек украшали белым узором, выполненным гладью. Узор обводился черными или цветными полосами. Наиболее распространенные техники вышивания- шов «вперед иголкой», «крестик», шов «позади иголки». На Слобожанщине техника вышивания достаточно сильно схожа с формами вышивки, которые характерны для центральных областей Украины. С другой стороны, отличительной особенностью Харьковского региона принято считать своеобразные полихромные орнаменты, создаваемые полукрестиком или крестиком. Такие орнаменты вышивают главным образом грубой нитью. Вследствие такой особенности узоры выглядят рельефно. Композиция вышитых сорочек Полесья простая и четкая. Ромбообразная линия геометрического узора повторяется несколько раз. Чаще всего в работе используют красные нитки, нанося рисунок на бело-сером фоне льняного полотна. Рисунок графически четкий. Западная Украина издавна славилась своеобразной вышивкой. Один из наиболее ярких примеров- Волынь. Узоры геометрические, четкие и простые по композиции. Четкость ритма усиливается одноцветностью вышивок, выполненных красной нитью на бело-сером полотне. На северной Волыни вышивка отличается своей подкупающей простотой. В южных селах региона чаще встречается «растительная» тематика вышивки. Один из самых древних и культурно-богатых районов Украины- Черниговщина славится своей белой вышивкой. Геометрический или растительный орнамент вышивается белыми нитками или же с вкраплением красного и черного цветов. Работа выполняется очень мелкими стежками, что напоминает бисерные вышивки, характерные для черниговских сорочек. Вышивкам Киевской области присущ растительно-геометризированный орнамент со стилизованными гроздьями винограда, цветом хмеля в форме ромбов и квадратов. Основные цвета вышивок региона — белый, кораллово-красный. Повсеместно использовали оттенки черного. Полукрестиком и крестиком вышивают в южных областях Украины. В общем, техника вышивки имеет много общего с устоявшимися формами центральных районов. Подольские сорочки характерны своей красочностью и многообразием швов. Типичным является мережение «паучками», которым примереживают вставки на рукава, клинцы. Доминирующий цвет- черный. Дополнительные цвета: красный, синий, желтый или зеленого. Наиболее распространены одноцветные (красные и черные) вышитые сорочки, реже — двух- и трехцветные. На юге Тернопольской области типичной является вышивка хлопчатобумажными нитками со сгущенными стежками. Отдельные элементы убранства обводятся цветными нитками для обеспечения высокого рельефа и цветового эффекта. При создании сорочек такие вышивки размещают вдоль всего рукава продольными или скошенными полосами от полочки до края рукава. Мастера Винницкой области славятся своим многообразием. Для их работ характерны низь, крестик, вышивка росписью, настилание, верхоплут, зерновый вывод, вырезывание; разнообразны виды черных, белых и цветных мережек. Карпаты и Прикарпатье знамениты большим количеством отдельных частей региона со своим колоритом. Каждый из населенных пунктов имеет свою стилистику- богатый орнамент и многообразие цветовых решений. В южных районах Львовской области орнамент вышивок геометричен. Прозрачность и легкость узоров создается благодаря чистому белому фону. Особой популярностью на Буковине пользуются растительные и геометрические мотивы. Немаловажным фактором является изображение животных. Используемые техники: белая гладь, мелкий крестик, штаповка, крученый шов. В качестве вышивального материала используют «благородные» бисер, шелк, шерсть, серебряные и золотые нитки. Гуцульские вышивки характеризуются разнообразием геометрических и растительных узоров, множеством композиций, богатством сочетаний цветов, главным образом красного с желтым и зеленым, причем доминирует красный цвет. Особенность в работе гуцульских мастеров- золотой отблеск, создаваемый с помощью двух-трех оттенков желтого цвета. Закарпатские вышивки характерны своими «кривулями» в различных техниках исполнения. Доминирующим сочетанием цветов является- черный и красный. Причем, выделяется лишь один цвет.

Вместо послесловия

Многообразие техник, богатая цветовая гамма делают вышивку одним из самых интересных направлений в коллекционировании. Малоизученность вопроса лишь придает такому вида собирания особый шарм, создавая вокруг него ореол таинственности и атмосферу седой старины. Знания, передаваемые из рук в руки, делают этот вид искусства истинно уникальным, несущим в себе опыт и привлекательность многовековой традиции.

Метки: , , ,

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s


%d такие блоггеры, как: